5 фильмов-антиутопий, важных для истории кино

5 фильмов-антиутопий, важных для истории кино 55 2
5 фильмов-антиутопий, важных для истории кино

 

Человеческая греза о «месте, которого нет» описана в утопических произведениях, антиутопия же иллюстрирует невозможность и тщетность стремления к этой мечте. В качестве литературного (и кино-) жанра антиутопия появилась как противопоставление утопии. Если утопия предполагает описание идеального общества и государства, антиутопия демонстрирует негативную тенденцию, которую часто сопровождают экологические катаклизмы, дегуманизация и прочие события катастрофического характера.

Суть антиутопии – показать отрицательные черты устройства общества, основанного, как правило, на рациональном начале. При этом человеческие чувства и моральные принципы отбрасываются за ненадобностью.

Мы подобрали топ-5 фильмов-антиутопий, которые сыграли важную роль в истории развития не только жанра, но кинокультуры в целом.

 

Метрополис (Metropolis)

1927 г., Германия. Режиссер – Фриц Ланг

Метрополис 

Этот немой фильм – яркий пример немецкого фантастического кино-экспрессионизма. Фриц Ланг заложил в нем каноны жанра для многих фантастических фильмов и антиутопий, снятых позднее. События кинокартины разворачиваются в футуристическом городе, где процессы индустриализации превратили жителей Метрополиса в шестеренки огромного производственного механизма. Классовый антогонизм выражен условным делением города на два слоя – «верхний», где «мыслители» занимаются планированием производства, и «нижний», где тяжело трудятся «работники». Главный герой Йо Фредерсен (Альфред Абель), сын правителя Метрополиса, вдруг осознает шаткость внешне идеального устройства города. Он попадает в подземный мир, где влюбляется в прекрасную Марию (Бригитта Хельм) из мира рабочих.

Метрополис2 

Фильм метафоричен, он показывает, что дисбаланс, вызванный индустриализацией и прогрессом, можно восстановить, если «проводником между разумом и руками будет сердце». Данную идею воплощает главный герой, который становится своего рода «мессией».

«Метрополис» – один из любимых фильмов Адольфа Гитлера. Вероятно, это связанно с масштабностью сцен и общих высоких тонов, на которых звучит вся лента. Фильм стал самым дорогим за всю историю немого немецкого кино, а в массових сценах участвовали около 30 тысяч людей.

 

Бразилия (Brazil)

1985 г., Британия. Режиссер – Терри Гиллиам

Бразилия 

Фильм выдержан в ретрофутуристическом стиле, содержит сюрреалистические нотки. Громоздкая техника, обслуживающая жизнь граждан Бразилии, постоянно ломается, что подчеркивает нелепость самого государственного механизма. Жизнь главного героя разворачивается в мире, где абсурдная бюрократическая система на каждую справку требует еще одну справку, совсем как в произведениях Кафки.

Бразилия2 

Опять же, по законам жанра, происходит событие, за счет которого главный герой Сэм Лури (Джонатан Прайс) пытается изменить положение дел. Сэм – простой чиновник, который однажды замечает, что ошибка в документах приводит к аресту невиновного человека. Пытаясь восстановить справедливость, герой сам становится жертвой системы.

Также в фильме присутствует тема «несуществующего терроризма», то есть для постоянного поддержания страха, государство создает миф угрожающей опасности неких террористов, что также становится оправданием усиливающегося контроля на жизнью граждан.

Общее настроение фильма – постмодернистская ирония. Как написал Майкл Аткинсон в американском The Village Voice: «Гиллиам осознал, что все футуристические фильмы в конечном итоге воспроизводят то наивное прошлое, в котором они создавались, что превращается в принцип эстетики комичного».

 

Матрица (The Matrix)

1999 г., США. Режиссеры – Братья Вачовски

Матрица  

Первый фильм трилогии «Матрица» изображает будущий мир, который воспринимается человечеством как реальность, а на самом деле является программой-симулятором. Матрица была создана разумными машинами для того, что бы полностью контролировать человеческую популяцию, подчинив себе сознание людей, тела которых используются как источник энергии.

Матрица2 

Обычному офисному работнику Нео (Киану Ривз) внезапно открывается тайна Матрицы, таким образом, он становится втянут в восстание людей против машин. Мир Матрицы – это потоки информации и пульсирующего сознания. Осознав это, Нео получает возможность трансформировать программу по своему усмотрению.

Говоря о технических особенностях картины, важным моментом стало использование визуального эффекта, так называемого «bullet time». Он дает возможность настолько замедлить время на пленке, что зритель может увидеть даже полет пули (при этом со всех сторон, т.к. камера поворачивается вокруг объекта).

В фильме содержится множество религиозных и философских идей, отсылки к «Алисе в стране чудес», спагетти-вестернам и гонконгским боевикам. Также присутствуют намеки на хакерские субкультуры и к эстетику кибер-панка.

 

Заводной апельсин (A Clockwork Orange)

1971 г., США. Режиссер – Стэнли Кубрик

Заводной_апельсин 

Фильм снят по мотивам романа Энтони Берджеса, опубликованного в 1962. Писатель услышал выражение «Заводной апельсин» в одном из Лондонских пабов перед Второй Мировой войной. Это старинная сленговая фраза кокни (кокни – прозвище для уроженца Лондона из низших слоев населения), которая подразумевает сильную злость, граничащую с безумием, которая подрывает обычный уклад жизни.

Заводной_апельсин2 

События фильма развиваются в Англии, в будущем времени, где в государстве преобладает тоталитарный строй. На самом деле, если обратить внимание на исторический контекст, фильм снимался в сложные времена, когда Америка вела войну во Вьетнаме, в Штатах происходили молодежные протесты.

Главный герой фильма Алекс (Малкольм Макдауэлл) возглавляет банду, которая практикует «ультранасилие» - они жестоко избивают невинных людей, врываются в частные дома, грабят и убивают. В дальнейшем Алекс попадает в руки правительственных служб и становится жертвой эксперимента по исправлению жестокого поведения. Так образом, одной из главных тем, рассматриваемых Кубриком, является проблема использования терапии для исключения аморального поведения. Возможно ли установить жесткие рамки для понятия «моральности», и не может ли терапия превратиться в инструмент манипуляции.

 

12 обезьян (12 Monkeys)

1995 г., США. Режиссер – Терри Гиллиам

12 обезьян  

Лента основывается на французской фантастической короткометражке Криса Маркеса «Взлетная полоса», написанной в 1962 году. Там прошлое тоже обретало черты настоящего, а кульминационные моменты обоих фильмов происходят в аэропорту. Сюжет «12 обезьян» достаточно сумбурный и весь состоит из временных скачков, которые связаны между собой по сюжету, но не всегда имеют смысл.

12 обезьян2 

Итак, действия происходят в 2035 году. Большая часть человечества была уничтожена чумой, которая распространилась в 1997 году. Выжившие вынуждены жить под землей, под когда-то густо заселенной Филадельфией. Там же в условиях катакомб работает группа ученых, которые посылают Джейса Коула (Брюс Уиллис) в прошлое, что бы он выяснил причины распространения болезни и предотвратил ее.

12 обезьян3 

В фильме поднимается вопрос субъективного характера воспоминаний и изучается их влияние на восприятие реальности.

             

Также как чрезвычайно важные в контексте данного жанра стоит выделить следующие 5 фильмов:

1. Небо над Берлином

1987 г., ФРГ, Франция. Режессер – Вим Вендерс.

2. Шоу Трумана (The Truman Show).

1998 г., США. Режиссер – Питер Уир.

3. Сталкер

1979 г., СССР, Андрей Тарковский.

Две экранизации классических книг-антиутопий:

4. 1984.

1984 г., Британия. Режиссер – Майкл Радфорд.

5. 451 градус по Фаренгейту (Fahrenheit 451).

1966 г., Британия. Режиссер – Франсуа Трюффо.

 

Автор: Валерия Карпань

  

прочитано: 3920

Отзывы:

Нет отзывов

Консультации специалистов
Инструктор по фитнесу
Путь к себе
Детский психолог
Самые читаемые статьи